Молодежное Православное Движение Духовное наследие. - Глава 5 VII. ПРОТИВ СТРАСТИ ТЩЕСЛАВИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

  • с Благовещением
  • 07 Апрель 2024
  • ⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜
    ☦Для нас Крест – не символ и не тень. Это средство нашего спасения; это якорь нашей надежды; это оружие нашей победы и окончательного торжества. старец Иосиф Ватопедский⚜⚜⚜
    ☦Возлюбленные братья и сестры во Христе, поздравляю Вас с Благовещения Пресвятой Богородицы и Днем памяти: Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948).
    Иконы Благовещения Божией Матери.⚜⚜⚜
     

  • Мир вам и Божье благословение на добрые дела!
  • 14 Декабрь 2023
  • Дорогие мои братья и сестры, друзья и прихожане храмов Святой Православной Церкви, Мир вам и Божье благословение на добрые дела!
    С Днем памяти Прор. Наума (VII до Р.Х.), Прав. Филарета Милостивого (792) и Мч. Анании Персянина.
    Тропарь пророка Наума:
    Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Все новости


Глава 5 VII. ПРОТИВ СТРАСТИ ТЩЕСЛАВИЯ

45. Какое наставление дает преподобный Нил, охраняя братию от духа тщеславия?

  "Много, говорит, и бдительно должны мы наблюдать за духом тщеславия. Ибо он весьма сокровенно, со всяким ухищрением, вкрадывается в наши намерения и действия, преграждает иноку путь к истинному преспеянию и силится исказить и извратить дело наше так, чтобы оно было не для Бога, но из тщеславия и человекоугодия. Посему надлежит нам во всякое время строго испытывать себя и упражнения свои внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются. Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отревать всякий помысл льстивый, и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу". 
  
  46. А тому, кто при всем желании своем так вести себя побеждается иногда, прошв воли своем, помыслом тщеславия, что внушается тому от Преподобного?

  "Да исповедает он помысл свой в молитве ко Господу и да преложит его на противное, смиряя и уничижая себя: Сердцеведец, пред Коим открыта душа наша и всякое в ней движение, простит и не вменит нам его".
  
  47. Как достигать победы над тщеславными помыслами?

  "Для сего так да поступаем, говорит преподобный Нил: если когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то воспомянем свои слезы, если имеем их, и благоговейное предстояние в молитве пред Богом. А если нет у нас ни того, ни другого, представим себе исход наш из сего мира, - и бесстудное тщеславие чрез сие отженется. Если же оно и за сим гнездится в нас, убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному: "Ибо возносяйся, еще здесь, прежде будущего века, не избежит .унижения", говорит святый Иоанн Лествичник".
  
  48. Какую предосторожность внушает преподобный Нил на тот случай, когда кто-либо похвалит нас?

  "Когда кто-либо станет нас хвалить и своею похвалою, при содействии врага невидимого и собственного нашего ослепленного сердца, породит в нас мысль, что мы достойны чести и повышения, и способны к занятию высоких мест, то тотчас вспоминаем себе множество и тяжесть наших согрешений, или - и одно из них, наиболее гнусное, вообразим в уме нашем, и скажем себе самим: суди, достойны ли похвалы и чести так поступавшие? И тогда вдруг увидим себя совершенно не стоющими никакой и ничьей похвалы, и внушения бесовские отразятся и более смущать нас не станут, сказал Никита Стифат".
  
  49. А ежели нет у кого, по милости Божией, тяжких грехов, то как смирить ему себя в случае приражения духа тщеславия?

  "Ежели нет в тебе, говорит Преподобный, больших и студных грехов, то помысли о том, коль широка и совершенна и многобъемлюща всякая заповедь Господня, и тогда узришь, что все твое подвижничество - как капля в сравнении с обширным морем. Так трезвясь и любомудрствуя, мы избегнем сетей тщеславия. Ежели же не остережемся и беспечно будем поддаваться тщеславным помыслам, то, укоренясь, они породят в нас презорство и гордыню, которая есть и начало и конец всякому злу".
VIII. ПРОТИВ ПОМЫСЛОВ ГОРДОСТНЫХ
 50. Как говорит преподобный Нил о презорстве и гордости?

  "Что и говорить о презорстве и гордости, взывает он, скорбя. - Имена у них различны, а в сущности они - одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение; и все они преокаянны, как говорит Писание: Бог гордым противится; и: мерзость есть пред Господом всяк высокосердый (Притч. 3, 34; 16, 5), и нечист именуется. 
  
  51. Как выясняет преподобный Пил окаянство и гибельность гордостных помыслов?

  "Тот, кто в гордости своей сопротивником своим возымел Бога, кто мерзок и нечист пред Ним, помысли: где, в чем, когда и какое может он обрести благо, от кого получить милость и кто очистит его? О, страшно и представить сие!
Кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес и враг (ратник), - тот в себе самом носит скорую гибель. Да боимся и страшимся убо гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть сделано, и что ежели оставлены будем от Бога, то по подобию того, как лист колеблется или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы, соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении".
  
  52. Желающему обучиться смирению, сей божественной науке, какие уроки дает преподобный Нил?

  "Вот первый урок сей божественной науки (сие начало сим), говорит святой старец: ставить себя ниже всех, т. е. почитать себя хуже и грешнее всех человек и сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, всякому естеству тварей указанному, - и горшее самих бесов, потому что и они преследуют нас и побеждают. Вот второй: избирать всегда последнее место - и на трапезах, и в собрании посреди братии; носить худшую одежду; любить черные и низкие работы; при встрече с братиею, каждого предварять низким поклоном и чистосердечным (неразлененным); любить молчание; не быть велеречивым в собеседованиях; избегать сварливости и противоречий; быть в трудах, не выказывая себя (нелюбоявленну), и не настаивать на слове своем, хотя бы оно казалось справедливым. Ибо, сказали Отцы, в новоначальных внутренний человек сообразен со внешним; но если внешний не ублагоустроен, не доверяй благоустроению и внутреннего человека, говорит св. Василий Великий".
  
  53. Кого приводит здесь преподобный Нил в пример обучения смирению?

  Григория Синаита, который говорит: "Тщеславие и гордость низлагаются, смирение рождается и возрастает от самоукорения, в сих словах выражаемого: знаю ли я верно грехи других, какие они и коликие? и превышают ли они мои беззакония, или с ними равняются? Не всех ли мы, о душа моя, ниже по невежеству своему? Мы не то же ли, что земля и прах под ногами их? И не должны ли мы почитать себя хуже всех тварей, потому что всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом; а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе? - Поистине, и звери, и скоты - честнее меня грешного. Поистине, я - ниже всего, потому что я осужденник, и ад уготован мне еще прежде смерти моей...
Но кто, - продолжает тот же Отец, - кто не восчувствует того, что грешник - горше самих бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий?
Воистину, всякий, кто во власти бесов, горше и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну... А посему, будучи жертвою тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведной, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесоподобна. Увы тебе, пес нечистый и всескверный, во огонь и тьму кромешнюю осужденный. Горе прельщению и заблуждению твоему, о злобесие".
  
  54. Так как не один предмет гордости, то какая именно гордость уничижается таким образом?

  Иноческая. "Се же, говорит Преподобный, здесь идет речь о гордости иноческой, когда ради благоговейного жития входит (в душу человека) гордостный помысл много потрудившегося, много подвизавшегося и много претерпевшего на пути добродетели".
  
  55. Что говорит Преподобный о гордости, рождаемой внешними преимуществами?

  "То - гордыня мирская, когда кто-либо тщеславится званием и преимуществами монастыря, или многочисленностию братства, сказали Отцы. А гордость тех не знаю, как и назвать, которые гордятся множеством сел и имений монастырских или известностью в мире и знакомствами. Есть между иноками и такие, которые высятся пред прочими ничем же - ничего своего не имея, т. е. хорошим голосом, к пению способным, или языком, годным для звучного чтения и произношения. Какая похвала и честь от Бога в том, что составляет не нашу собственность, трудом стяжанную, но принадлежность естества нашего?
Некоторые тщеславятся искусством в рукоделии: суд же о них таков же. Иные кичатся известностию в мире родителей своих, или славою родственников, или и тем, что сами находились до поступления в иночество в почестях и в числе сановников. Это - крайнее безумие. Ибо все сие надлежало бы скрывать. А кто и по отречении своем от мира стал бы (домогательно) принимать славу и честь от человеков - стыд ему. Чествования такого скорее надобно стыдиться, а не воздыматься. Прославление для инока (заискиваемое) - не слава, а студ: сих слава студ есть.
  
  56. Какое оружие против гордости указует преподобный Нил?

  Молитву. "Ежели, говорит, кто-либо добродетельного ради жития своего будет нагло стужаем и борим от помыслов тщеславия и гордости, то, чтобы победить сии помыслы, для сего нет более сильного оружия, кроме молитвы ко Господу Богу. "Господи Владыко, Боже мой, - так да взывает боримый, - дух тщеславия и гордыни отжени от меня; дух же смирения даруй рабу Твоему". Купно с сим да укоряет себя, как сказано выше. Ибо Лествичник говорит как бы от лица тщеславия и гордости: "Ежели сам себя чаще укорять будешь пред Господом, нас, как паутину, расторгнешь".
  
  57. Преступность и вменяемость гордости не имеет ли особых степеней?

  Имеет. "Гордынею св. Исаак не то называет, когда гордостная мысль только пробежит в уме, не порабощая его и не задерживаясь, - ибо за один невольный помысл Бог не осуждает и не наказывает, если человек, вскоре по явлении его в душе, тотчас отринет страстные его движения, - это поползновение, за которое Господь не истязует. Но гордыня есть то, когда человек приемлет гордостные помыслы, как приличные и достодолжные, и не почитает их за губительные и богопротивные. Верх гордости - когда страсть сия обнаруживается и в словах, и в делах: сие не останется без осуждения. Подобным образом должно думать о тщеславии и о каждой страсти, по научению св. Отцев".

 
О ВСЕХ ПОМЫСЛАХ ВООБЩЕ
  
  58. Какое наставление преподает преподобный Нил о противоборствии всем вообще вышеуказанным страстным помыслам?

  "Подобает, говорит, на все злые помыслы призывать Бога на помощь: ибо, как сказал святой Исаак, мы не всегда обретаем в себе силу противиться лукавым помыслам. Но другой помощи в этом деле нет, кроме как от Бога. Посему прилежно, со воздыханием и слезами, да молимся Владыце Христу по наставлению Нила Синайского так: "Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнуть: помилуй мя. Господи, яко немощен есмъ; посрами, Господи, борющаго мя беса! Упование мое! Осени над главою моею в день брани бесовския. Борющаго мя врага побори, Господи, и обуревающия мя помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий!" 
  
  59. Какую молитву приводит из преподобного Феодора Студита авва Нил на прогнание нечистых помыслов?

  "Блаженный Феодор Студит, говорил он, так научает нас молиться о сем словами Псалмопевца: "Суди, Господи, обидящия мя и побори борющия мя "(Пс. 34, 1), и далее. Или словами Песнописца: Разсеянный мой ум собери, Господи, и олядиневшее (поросшее дурною травою) мое сердце очисти. Яко Петру, даруй мне покаяние, яко мытарю - воздыхание, яко блуднице - слезы, да зову к Тебе: помози ми и от скверных помысл избави мя! Ибо, яко волны морския, возстают на мя беззакония моя, и яко корабль в пучине, погружаюся помышлении моими; но в тихое пристанище настави мя, Господи, покаянием, и спаси мя. Зело (очень) бо скорблю за немощь ума моего, яко нехотя стражду воистину невольное изменение (колебание, обуревание, крушение). Сего ради вопию Ти: Богоначальная Троице Святая, помози мне, и в стоянии мя добрых (помыслов и чувствований) утверди". Подражая святым подвижникам сим, да взимаем и мы от святых Писаний приличные против того или другого помысла и благопотребные к тому или другому времени молитвы (прошения) и, произнося их, да призываем на помощь Бога в противоборствии лукавым приражениям, - и Бог отженет их".
  
  60. Какое наставление дает преподобный Нил на тот раз, когда должно нам самим восстать против лукавых помыслов?

  "Ежели, - так говорит он, - потребно будет и нам, немощным, когда-либо стать противу стужающих нам лукавых помыслов, запрещая и противуотвещевая им, и прогоняя их: то сие совершаем не просто, как то прилучится, но также именем Божиим и глаголами божественных Писаний, вещая по примеру святых Отец каждому помыслу так: Господь да запретит тебе (Иуд. 1, 9). И так: отступите от мене eси делающий беззаконие, и уклонитесь от мене eси лукавнующии (Пс. 6, 9), да поучуся в заповедях Бога моего.
Может послужить нам в деле сем и пример того старца, который имел обычай так говорить: отъиди, окаянный, и прииди, возлюбленне. И один из братии, слыша сие и думая, что старец беседовал с кем-либо, вопросил его: "С кем ты, отче, беседовал?" "Я, - ответствовал старец, - злые помыслы прогонял, а благие - призывал". Так, и подобным образом и мы да поступаем, когда то нам надобно и прилично".
О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВСЯЧЕСКИ ОХРАНЯТЬ СЕБЯ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ, СЛЕЗ И ВООБЩЕ ПОСЛЕ ДОБРЫХ ДЕЛ
  
  61. Как учит преподобный Нил об охранении себя после молитвы и других благих дел, например, исповеди, приобщения Святых Тайн?

  "Когда Господь Бог, благодатию Своею, сподобит обрести нам слезы и восплакать или когда поможет нам совершить чистую молитву, тогда всемерно да блюдемся от духа гневного и от прочих злых приражений. Ибо враг наш в это особенно время или старается возмутить нас внутренними помыслами и страстными движениями, или ухищряется отвне навести на нас брань и мятеж для того, чтобы дело наше запятнать и сотворить порочным". 
  
  62. Что говорит о сем преподобный Иоанн Лествичник?

  "Когда помолишься чисто и трезвенно, вскоре за сим будешь ратуем и разжигаем на гнев. Таково ухищрение врагов наших! Посему, продолжает Лествичник, всякое доброе дело, а наипаче - молитву, должно совершать всегда со всевозможным вниманием и чувством, а после молитвы беречься ярости, гнева, и иных душевредных волнений. В новоначальных безгневие сдерживается и блюдется, как некою браздою, слезами. И если выпустим бразду сию или неправильно воздействуем ею, то душа тотчас бесчинствует".
  
  63. Какие слова Нила Постника приводит о том же предмете Нил Сорский?

  "Бес крайне завидует молящемуся человеку и всеми кознями силится отвратить от молитвы ум его, непрестанно возбуждая в памяти разные представления и в теле - приводя в движение все страсти для того, чтобы запнуть добрый подвиг и шествие молитвенника к Богу. Когда лукавейший дух после многих своих ухищрений не возможет воспрепятствовать крепкой молитве прилежно молящегося, то на время ослабляет свои действия, и потом с большею злобою наступает на него по совершении молитвы, и либо, возмутив его гневом на кого-либо, лишает душу того настроения, какое даруется молитвою, или, раздражив чувственность, помрачает ум. Ради того, - продолжает святой старец, - помолився, якоже подобает, ожидай, яже не подобает, и стой мужественно и бодренно, сохраняя плод свой. Ибо и сперва на то поставлен ты, чтобы делати и хранити (Быт. 2, 4). И так, делая и трудясь, не оставляй без охранения того, что стяжал трудом и деланием; без сего же никакой пользы не будет тебе от молитвы".
  
  64. Явно, что о делании и хранении святой Отец говорит, заимствуя слова сии из райской истории Адама: как он выясняет сие обстоятельство?

  "Писание говорит: сотвори Бог Адама, и посели его в рай, еже делати и хранити рай (Быт. 2, 4). Райским делом назвал он здесь молитву; соблюдение себя, или своего сердца, после молитвы от злых и лукавых помыслов - хранением. Итак, если Господь удостоит нас посещения Своею благодатию во время молитвы, плача, Богомыслия, то да сохраним себя всячески от всяких недобрых помыслов, наипаче же - от худых слов и дел, и свои чувства да ограждаем бдительно, чтобы чрез них не воздвиглась на нас брань".
  
  65. А если вторгнется в душу что-либо непотребное, что внушает делать тот же Отец?

  "Если же, против воли нашей - по нужде, душа наша впадет в какие-либо помышления, тотчас да прибегаем ко Творцу нашему с мольбою, и Он рассеет их. Прямее и благонадежнее сего нет иного способа. И таким образом при содействии Божием мы сохраним души наши в страхе Его, не попуская уму нашему рассеяться и ослабнуть от обуревания помыслов, ни быть расхищену от каких-либо суетных удовольствий, и удаляя от себя все то, от чего, может быть, при слабости ума, утрачено приобретаемое посредством умиления сердечного. После слез и после молитвы твердо и крепко да стоим в том же (т. е. в слезно-молитвенном) настроении духа!"

 


Назад к списку